Слияния и поглощения – активность растет Теонидис Олек Директор департамента слияний и поглощений ОАО СК «РОСНО»
|
Мнение о том, что количество страховых компаний, работающих на отечественном рынке, должно быть значительно меньше, не раз озвучивалось и бизнесменами, и аналитиками, и чиновниками. В последнее время четко обозначились тенденции слияний и поглощений в страховании. Оценку этим процессам дает директор департамента по слияниям и поглощениям РОСНО Олек Теонидис.
Как вы оцениваете процессы слияний и поглощений, которые можно наблюдать сегодня в российском страховании?
В настоящее время этот рынок можно назвать «рынком продавца». Многие российские страховщики в конце 2005 начале 2006 гг. сделали громкие заявления, о выделении на цели развития, в том числе на покупку компаний, десятки и даже сотни миллионов долларов. Это, естественно, делает продавцов более разборчивыми. Причем характерна очень большая разница между той ценой, которую покупатель может заплатить за бизнес, и ценой, которая обычно запрашивается за страховую компанию. Из-за этого количество сделок по слияниям и поглощениям, совершаемым сегодня, не велико, а цены очень высокие.
Это говорит о том, что в настоящий момент компании приобретаются скорее с целью консолидации страхового портфеля и последующей перепродажи, а не с целью развития бизнеса самим покупателем. Другими словами, компании приобретаются на среднесрочную перспективу – от трех до пяти лет. Как раз этого срока будет достаточно для прямого инвестора, чтобы переоформить и привести в порядок страховой портфель, и затем продать свой пакет акций более дорого, скорее всего, иностранному инвестору.
Важное событие, которое должно стимулировать слияния и поглощения на российском страховом рынке (по крайней мере, РОСНО возлагает на него большие надежды) – это принятие в 2005 году новых требований к активам, принимаемым для покрытия страховых резервов и собственных средств страховщиков. В течение 2006 года российские страховые компании должны привести свои активы в соответствие новым требованиям. Принятие этих документов может серьезно ударить по компаниям, которые используют разного рода схемы для наполнения собственного капитала. У подобных компаний наверняка возникнут проблемы, как с ликвидностью, так и вообще с возможностью продолжения своей деятельности на законных основаниях. Информация о повышенном внимании регулятора крайне негативно сказывается на стоимости компании, поэтому владельцы таких компаний захотят продать их до возможного появления на рынке «плохих новостей».
Какая страховая компания может заинтересовать РОСНО, как объект поглощения?
Стратегия развития компании РОСНО исходит из принципа органического роста. Вся деятельность по слияниям и поглощениям рассматривается как один из инвестиционных проектов. После анализа множества компаний, мы выработали определенный перечень требований к тем, которые нас интересуют с целью покупки. Могу сказать точно, что мы не рассматриваем кандидатуры очевидных «схемщиков». Список потенциальных покупок состоит примерно из полусотни компаний, в основном, региональных. Максимум с двумя третями из них могут идти переговоры о продаже, поскольку, некоторые из них просто не продаются по каким-то причинам, даже не связанным с бизнесом. Особенность нашей деятельности по слияниям и поглощениям продиктованы ориентацией на интересы акционеров РОСНО.
Одновременно с предложением о покупке компании мы готовим интеграционные планы. Унифицировать бизнес-процессы – это самое простое, гораздо сложнее объединить портфели компаний, технологии продаж, продавцов и клиентов, интегрировать корпоративную культуру. Думаю, не раскрою секрета, если скажу, что сегодня в России собственниками клиентской базы являются не страховые компании, а конкретные продавцы. Это происходит, в том числе, из-за неотработанности внутренних IT-технологий, связанных с контролем продаж и работы с клиентами. При покупке компании появляется риск потери сотрудников, держащих клиентский портфель приобретаемой компании. Поэтому при разработке интеграционного плана в качестве одного из наиболее значимых вопросов рассматривается мотивация менеджмента и ключевых продавцов к работе в компании РОСНО.
Хотя доступ к клиентскому портфелю покупаемой компании, как правило, обеспечивается на самых последних этапах сделки, можно заранее составить представление о его качестве. Вообще, деятельность по слияниям и поглощениям в России в такой нематериальной сфере, как страхование, держится в первую очередь на людях, поэтому недружественные поглощения, которые цвели пышным цветом до недавнего времени в отечественной экономике, сегодня невозможны в российском страховании. Соответственно, приходится предлагать менеджменту конкурентоспособное сочетание материальных и нематериальных факторов мотивации, апеллировать к технологиям нашего западного партнера, инвестиционному потенциалу, профессиональной репутации и возможностям для совместного расширения бизнеса. Как правило, аргументация, основанная на том, что приход РОСНО будет способствовать росту бизнеса и обеспечит прозрачность компании для акционеров, менеджмента и клиентов, оказывается убедительной.
РОСНО предъявляет очень серьезные требования к качеству розничного портфеля, приобретаемой компании, потому что исторически мы придерживаемся сегментированной стратегии, и рассматриваем слияния и поглощения как расширение целевого сегмента.
С кем труднее общаться в процессе переговоров: с менеджерами или с собственниками? Или в тех компаниях, с которыми вы работаете, это одно и то же?
Практически одно и тоже. В любом случае, мы предпочитаем всегда, когда это возможно, привлекать менеджмент к участию в переговорах по причинам, о которых я говорил ранее. Общение «через голову» менеджера с акционерами может «похоронить» для нас сделку еще до достижения каких-либо договоренностей.
Очень важно, чтобы продающая сторона четко осознавала свой интерес в сделке. Проще всего договариваться с людьми, которые понимают, что они могут вырасти и получить существенные выгоды от сотрудничества с одной из наиболее технологичных российских страховых компаний. С теми, у кого лишь финансовая мотивация, возникают проблемы, поскольку РОСНО готово предложить справедливую цену, но приоритетом для нас является взаимовыгодное сотрудничество и прибыльное развитие, а не рост за счет поглощений любой ценой.
Какую роль при совершении сделки играет МСФО-отчетность?
По имеющейся у меня информации, МСФО-отчетность готовят примерно 15–17 российских страховых компаний, при этом у подавляющего большинства из них она не составляется на основе отдельного учета, а перекладывается из российской отчетности. Примечательно, что за несколько лет ее имеют только лишь 2–3 крупнейшие компании. Конечно, при необходимости, можно пригласить аудитора, который бы сделал перекладку баланса на МСФО. Хотя и российскую отчетность в принципе можно использовать для анализа компании, в чистом виде она дает весьма отдаленное представление о прибыльности и устойчивости развития бизнеса. Зачастую, по результатам российской отчетности компания является прибыльной, а МСФО показывает совсем другое. Хотя в нашей практике встречались и обратные ситуации (в результате, например, перерезервирования по одному или нескольким видам страхования).
При изучении отчетности страховой компании, составленной в соответствии с российскими стандартами бухучета, часто возникают сомнения относительно корректности расчета резервов. Именно данные по резервам оказывают основное влияние на возникающие расхождения в показателях двух отчетностей. Как правило, особое внимание следует обращать на резервы убытков. Чаще всего расхождения связаны с технологией расчета резервов компании, и если бы резервы по российским стандартам правильно считались, то, скорее всего, такой разницы бы не было. В хорошем понимании отечественной отчетности и ее специфики состоит основное преимущество российских компаний – покупателей перед иностранцами.
Насколько сейчас открыт российский рынок страхования для поглощений, особенно со стороны иностранцев?
Открыт полностью. Покупай – не хочу. Однако, как мне известно, иностранцы больше прицениваются к небольшим и средним российскими компаниями, нежели покупают – вероятно, это связано с плохим знанием нашей специфики и высокой чувствительностью иностранных акционеров к рискам. Ситуация осложняется еще и тем, что рынок потенциальных продавцов, состоящий, в основном, из региональных компаний, – это рынок КАСКО и ОСАГО, при этом не всегда качественных. Поэтому я бы не стал пока рассматривать иностранцев как основных игроков на рынке слияний и поглощений… Хотя, конечно, многие компании, рады были бы продаться иностранцам. До сих пор среди российских бизнесменов бытует мнение, и это видно в процессе ведения переговоров, что иностранный акционер дороже заплатит за бизнес, принесет технологии, сделает огромные финансовые вложения. Однако, на деле это, к сожалению, далеко не всегда происходит.
Что выгоднее для иностранной компании, желающей начать свою деятельность здесь – купить российского страховщика, или открыть филиал?
С 1 июля 2007 года согласно Закону «Об организации страхового дела в РФ» для осуществления дальнейшей деятельности страховщики должны будут разделить свой бизнес на страхование жизни и не-жизни. Однако страхование жизни в России фактически не существует, поэтому для иностранной компании в любом случае выгоднее открыть дочернюю компанию, желательно при поддержке какого-либо российского розничного института, возможно даже не финансового, с развитой сетью. В этом случае конечно наиболее результативно создание компании по страхованию жизни совместно с ритейловым банком, например Сбербанком.
А в страховании не-жизни иностранцам остается только вести переговоры с первой десяткой российских страховщиков, потому что собрать себе бизнес самостоятельно очень трудно. Причина состоит в том, что основной поток доходов сегодня приносит страхование юридических лиц, а этот сегмент российского рынка по большей части кэптивный… Хотя, в принципе, открыть в России филиал для иностранной компании будет гораздо дешевле.
Сколько компаний будет действовать на российском страховом рынке после того, как интеграционные процессы окончатся?
Честно говоря, не задумывался об этом. 200–300 работающих компаний – это более, чем достаточно. Как я уже говорил, развитию этих тенденций способствуют действия регулятора. Позиция РОСНО заключается в том, что меры по ужесточению регулирования работают на благо страхователей и правильно работающей компании.